В этом году, 12 декабря 2021, мы празднуем зеркальный конец света. Для тех кто забыл - напомню, первый конец света наступил 21 декабря 2012 года, когда закончился календарь майя.
Почти одновременно с этим событием и вышла игра под названием "Цолькин - календарь майя".
Её авторы Simone Luciani и Daniele Tascini - итальянцы, хорошие друзья, и авторы нескольких совместных игр, занимающих несколько строчек в топ-100 boardgamegeek. И выше всех из них и находится Tzolk'in - их первое опубликованное творение.
Получила награды от сообщества bgg, игру года в Швейцарии, и чуть-чуть не дотянула до игры года в Португалии, в общем стала признанной, что подстегнуло карьеры Simone и Daniele, и их последующие игры даже попадали в шортлисты Spiel des Jahres.
Рассмотрим же правила
Или точнее поле, потому что главное в игре - это поле! Это и есть "календарь", который между раундами крутится против часовой стрелки на одно деление (или зубчик шестерни) и проворачивает все остальные шестеренки поменьше.
В свой ход игрок может либо поставить своих "работников" в виде цилиндров, на мелкие шестерни, либо забрать их обратно. Выставление "работников" стоит денег, то есть кукурузы - все оплачивается едой. А сбор работников, наоборот, как раз приносит все возможные плюшки. В итоге, общая структура игры такова: пытаешься поставить своих работников подешевле, ждешь пока их прокрутит на более "вкусные" места, снимаешь вместе с профитом.
Стоит ли перечислять, какие у работников есть варианты? Ну, можно упомянуть, что каждая из мелких шестерен олицетворяет отдельный город в империи майя и специализируется на определенном типе действий. Паленке - город-ферма, тут выращивают кукурузу, Яшчилан - город-шахта, где добывают ВСЁ, Тикаль - город строителей и научного прогресса, Ушмаль - центр торговли и, наконец, священная Чичен Итца - город, в котором стоят храмы.
Да, на карте есть еще несколько элементов - гоночная трасса из храмов, матрица технологий, и строительный рынок. При активации связанных с ними действий дают бонусные победные очки или ресурсы.
И отдельно упомяну: в коробке есть специальная колода карточек со стартовыми условиями (сколько какого ресурса, автостарт на храмах\технологиях), которые случайно раздаются игрокам и с самого начала делают игру интереснее!
Итак, что же мы об этом думаем
Ну конечно игра была куплена с одной мыслью: покрутить это чудо. А потом оказалась неплохой, но не завораживающей. Цолькин показывает интересную экономическую стратегию, в которой есть место и планированию, и подножкам, и даже риску.
При этом есть стартовая несимметричность, так что игроки не сражаются с самого начала за единственный кусок камня. И вообще, я считаю, что любая игра выиграла бы от этого механизма. Случайный набор монументов на игру, тоже добавляет "реиграбельность", хотя есть те, которые берутся в первую очередь, и те, о которых вспоминают только при подсчете очков.
Ну и еще в комплекте игры есть десяток хрустальных черепов! Да, они из пластика, но все равно создают незабываемое впечатление, когда их видишь - забываешь про сам календарь. Вообще игра чудо цветастая, а сколько в интернете фотографий дополнительно раскрашенного календаря...
При всем при этом Цолькин чувствуется немного суховатым и затянутым. Постоянно ловлю себя на мысли что есть игры быстрее, интереснее, сложнее, выберите любые два.
Как я недавно осознал, во мне есть странная тяга к играм, где отложить действие на ход означает усилить его. И осознал я это, глядя на Виноделие Стегмайера, еще до того, как узнал что буду писать про Цолкин. И тут, где этот эффект стоит во главе игры, я почему-то теряюсь, и не использую его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий