среда, 15 сентября 2021 г.

На западном фронте без перемен, а вот у нас...

Как найти лучшую игру по интересующей тематике? Надо сделать её самому! Именно так рассуждал Carl Paradis, когда и увидел объявление в газете о новой компании, ищущей дизайнеров настольных игр. И меньше чем через год выпустил лучшую игру о второй мировой: "Ни шагу назад!" 
Еще через три года её делюкс версия получила престижнейшую для варгейма премию имени Чарльза Робертса. А в течении следующих пяти лет было выпущено четыре продолжения. К тому же "Ни шагу назад!" - первый в мире иностранный варгейм, получивший официальный перевод и издание на русском языке (ну, после сумеречной борьбы, конечно). 
Историческую важность подтвердили, 

рассмотрим же правила 

Когда я говорю "варгейм", первое, что у меня возникает в голове, так это изображение поля из шестиугольников, на котором лежат квадратные фишки с цифрами. И в этом плане "Ни шагу назад!" самый настоящий варгейм, то есть переусложненные шахматы. 


Для "профи" укажу, что игра про восточный фронт, один ход соответствует 2 месяцам боевых действий, один шестиугольник представляет 100 километров пути, а одна фишка это целая армия. 
Процедура одного хода выглядит следующим образом: игрок может сначала подвигать все свои армии, потом подраться сразу в нескольких местах и закончить ход подсчетом потерь. 




Но, так работает любой варгейм! Разница между хорошим и любым как всегда в мелочах. Каждый ход "Ни шагу назад!" обозначен на специальном календаре, который указывает на поступающие подкрепления, на события на западном фронте, вынуждающих игрока за немцев получать негативные модификаторы, или просто на изменения в погоде. Во время распутицы танки натурально застревают в болотах, а зимой реки замерзают. 
Каждый ход оба игрока вынуждены следить за логистикой продовольствий своих армий. Нужно суметь найти путь, не занятый противником, по которому воображаемый обоз с продовольствием мог бы доехать до армии, начиная путь со "своего" края карты. Ведь попавшая в окружение фишка за два месяца будет полностью уничтожена. 
Особо сладкой мне является возможность контратаковать соперника прямо во время его хода, заставляя его рассеивать силы, не давать собрать единый ударный отряд. 
Ну и конечно то, что выделяет этот варгейм вообще из всех - это карты. Карты событий, которые могут перевернуть исход битвы, поднять новые армии, нанести иначе невозможный удар. То, что карты общие для обоих игроков и могут быть использованы как "валюта" для некоторых действий - гениальных ход, делающий игру меньше, сдвигающий игроков ближе, и повышающий общий градус напряжения. 
Осталась маленькая деталь. Ход за ходом в этой игре медленно, сначала незаметно, меняются правила. И эти изменения настолько органично вписаны в саму историю конфликта, и находят такое отражение в расстановке сил на поле, что становится ясно, за что этот варгейм получил награды и признание. Цитирую очень хорошего человека: "Единственная игра, где оба игрока в течении одной партии могут испытать и неостановимый натиск, и безнадежную защиту." 

Что мы об этом думаем. 

Наверное это мой первый варгейм (ну, после сумеречной борьбы, конечно). Я купился на рекламу перевода, понаслышке зная о том, что таится внутри коробки. Пока еще не пожалел, хотя ни разу не добрался до 43 года. 
Длинная, полноценная кампания занимает непростительно много времени, а играть в сценарии, заботливо вложенные Карлом, я, к своему стыду, еще не пробовал. Правила имеют занятную кривую, где в начале "все понятно, поехали", в середине "ничего не понятно", а в конце "Ага, это опциональные правила, пропускаем". Некоторые мелочи вроде переоформления контратаки на обратную контратаку даже не давали спать по ночам. 
Игра привлекает тем, что в малом формате дает невообразимо большое пространство для игры, можно пройти пешком всю дорогу от Варшавы до Москвы и обратно до Берлина. Я очень мало слышал об играх в таком масштабе и не занимающих неделю реального времени (Привет The Campaign for North Africa!). 
С другой стороны, это всё еще варгейм и он отталкивает: пацифистов, тех, кто любит нормальные игры, и тех, у кого болит голова. Так что достать и поиграть бывает весьма сложно, особенно когда голова болит у меня. 
Хороший ли это варгейм? Отличный. Могу ли я его порекомендовать? Не уверен, зависит от того, играли ли вы когда-нибудь в солдатиков?

1 комментарий:

  1. Лично мне очень игра понравилась, и даже не потому что не проигрывал. Механик много, все не упомнишь, динамика игры не слишком напряжная: всегда есть время остановиться и подумать. Имхо игра отлично отражает реальность, так как теоретически есть возможность выиграть войну, отправив все армии противника на респаун, так и не кинув ни разу кубиков на атаку - это восхитительно!

    ОтветитьУдалить