четверг, 5 августа 2021 г.

Миссия


Я обычно толкаю эту речь по другой причине. И вообще, стоило бы её выделить в отдельный пост и просто давать ссылку. Тогда я сейчас дам её очень коротко.

С очень-очень давних времен разного рода людей интересовало, как бы можно проверить план генеральской атаки еще на бумаге, а не в поле. Из очень-очень давних времен до нас дошли аж два примера решения данной проблемы: го и шахматы (да, китайские тоже ШАХМАТЫ). Более современная версия появилась в 1812 году и называлась Kriegspiel, её изобрели и изготовили для индивидуального пользования короля Вильгельма Третьего. Оттуда есть пошел современный род Варгеймов, который рос и развивался до сих пор. В 1954 вышла первая официальная картонная коробка для бытового покупателя, она называлась просто Tactics.  В 1975 людей, играющих в варгеймы было уже достаточно много, так что были и специальные "втягивающие и обучающие" коробки, как например Strike Force One. В 2008 одна из компания Victory Point Games начала масштабную кампанию по выпуску "Обучающих" варгеймов под общей торговой маркой Battlesson. Первой в серии стало переиздание Strike Force One, а одной из последующих Israeli Independence. И последняя породила внезапно отдельный жанр варгеймов под названием States Of Siege, основополагающим принципом которого стало выживание под давлением со всех сторон. Вышло более 10 игр от тесно сотрудничающих издателей и дизайнеров, и в них можно найти интересные "исследования геймдизайна" в рамках жанра. И вот в 2020 году была выпущена еще одна игра в жанре, первая, которая меня с ним познакомила, и пока единственно купленная -- THE MISSION: Early Christianity from the Crucifixion to the Crusades.

Традиционно немного об авторе: Ben Madison изучал историю Советского Союза и Религию в университете, познакомился с настольно-военными играми в 1982 и разрабатывал различные дизайны с 2004, в основном варгеймы, покрывающие весьма разнообразные конфликты человеческой истории начиная с доисторических времен и вплоть до падения коммунизма. В 2020 году он затеял выпуск сразу двух игр The Mission и The First Jihad, в которых на механизмах States Of Siege хотел показать историю роста и развития мировых религий. Одна из них привлекла меня больше чем другая, и вот теперь я пишу на неё обзор.



Рассмотрим же правила.

Перед игроком (да, одним, я забыл упомянуть что это сольный солитер для одного игрока соло?) лежит карта мира, разбитая на области, соединенные путями. Все шесть путей начинаются в центре карты в Иерусалиме и представляют собой историко-географическое распространение Христианства в разных направлениях. Еще у игрока есть три подробные подсказки размером А4, две из которых также работают как счетчик 23 ходов и держатель ненужных фишек. 

Каждый ход из перемешанной кучи облаток\просфор\гостий\"вафельных картонных квадратиков" вытаскивается одна, которая управляет действиями игры, нацеленными против игрока, и устанавливает лимит действий (в деньгах) для игрока на этот ход. Совершив необходимые манипуляции против себя, игрок может тратить свои действия-деньги на то чтобы подвигать миссионеров и армии по карте, искоренить ересь, построить монастырь или госпиталь, и попытаться-таки пройти те испытания, что послали небеса. 

Прелесть игры конечно же в том, что ситуация не статична и не ждет действий игрока. Каждые три-четыре раунда игра переходит в следующую историческую "фазу" и добавляет новый слой правил поверх предыдущих. Игра стартует со дня воскрешения Христа и предлагает взять под свое командование семерых наиболее активных апостолов. Спустя каких-то 50-80 лет апостолы умирают от старости и их бремя перенимают Епископы, которые не могут уже нести слово Божие так эффективно. 

Еще каких-то лет сто-сто двадцать, и внезапно Римская империя принимает Христианство как единую государственную религию. После этого игроку становятся доступны кроме Епископов еще и армейские соединения. Потому что со всех шести направлений поднимают головы безбожные орды, от которых приходится защищать потенциальных верующих.

На следующем этапе начинается самое страшное - внутрицерковный раскол, где кроме Католиков И Православных могут отколоться Арийцы, Копты и прочие конфессии (а могут и нет, кубик надо кинуть). Игроку предстоит их всех собирать обратно, чтобы суметь перед концом игры противостоять эре джихадов, которую по праву называют "Боссом" этой игры. 

Игроку позволяют "прокачать" свои возможности на протяжении игры: расстановка военно-полезных монастырей, издание разноязычных библий, формирование Христианской Нубии, Священной Германской Империи, всё это позволит эффективнее сдерживать "зеленый каток".

Финальный подсчет очков происходит прямо перед первым крестовым походом и принимает во внимание множество параметров: абстрактное количество Христиан, единство конфессий, ареалы распространения священного текста, памятники архитектуры, апостольские реликвии. 



Итак, что мы об этом думаем.

Ну, во-первых, ВАУ. Я не знаю с какой стороны начать, тут и тема, и реализация, и лазерная печать. Во-вторых, мой опыт состоит из трех игр, только в одной я дошел до конца, и то, кажется, с ошибками (частая проблема сольных игр). Писал я при этом отчет, и выложил его сюда

Хоть полноценной исторической справки в правилах нет (шутка ли, почти полторы тысячи лет), но многие разделы правил носят исторические названия, а счетчик ходов читается вообще как учебник по истории. Волны развития идейного Христианства через призму становления и краха государств и империй создают в голове эдакую перспективу величия культурных институтов. 

Механики в игре усложняются постепенно, и кажется не были целиком вычитаны, потому что возникают вопросы, а Бен сидел на форумах 24/7 и отвечал. Игра чрезвычайно строга к собственной последовательности действий и местами слишком поздно упоминает, когда игроку можно было вмешаться. Многие процедуры чересчур зависят от решения кубика, лично мне это здорово мешало планировать общую стратегию. 

Техническое исполнение обрадовало отдельно: издательство работает по принципу "печатаем, когда получаем заказ, и рассылаем в пакетиках". Не знаю, как называется такой вид печати, но фишки именно что интересно держать в руках, как будто пластмассовые, хоть я и помню как вырезал их из картонного листа. Бумага тоже интересного качества, правила толстые, шпаргалки глянцевые, карта волнистая на ощупь. 

Не знаю, уникально ли это для конкретной этой игры или встречалось и в других States of Siege, но очень сильные эмоции вызывало то, что всю игру "воюешь" из Иерусалима в стороны, а потом Джихад начинается в сердце Иерусалима и начинает завоевывать твой тыл. Особенно болезненно в тех местах, где безбожная орда еще не была подавлена и тоже активна. 

В общем впечатления положительные. Сольная игра как развлечение не самое обычное, раньше я таким занимался исключительно чтобы полнее понять правила перед полноценной игрой. Заниматься этим для выбивания очков и собственных рекордов я не смог, а вот исторический экскурс и исследование системы оказались весьма интересными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий